Статьи

Корсет. Стройность и изящество

Современные модельеры, стилисты и дизайнеры выдумывают все новые способы сделать женщину краше и совершеннее. Ведь стремление многих дам к идеалу красоты не знает границ. В разные эпохи этот идеал менялся; а предметы туалета перекочевывали из одной эпохи в другую, меняя свои функции в зависимости от тенденций времени.

Одним из таких культовых предметов был, и остается по сей день – корсет. Этот предмет гардероба (от франц.corset) — в виде широкого пояса с вшитыми упругими пластинками, туго охватывающего нижнюю часть грудной клетки и живот, создан для формирования тонкой талии поддержки груди. Обычно с одной или нескольких сторон корсета есть шнуровка, или же ее заменяют застёжки, а иногда просто вставляют молнию.На рубеже 19 - 20 веков корсет был настолько популярен, что о некоторых модницах того времени шутили, будто объем их талий равен объему шеи их ухажеров. Известны случаи, когда жертвы моды ложились под нож, чтобы удалить пару ребер, и стать еще тоньше. Такие жертвы покажутся еще более чрезмерными, если учесть, что в то время полного наркоза еще не применяли.

Культ тонкой талии был идеалом в самые разные времена. В Новой Гвинеи, например, ребенка крепко стягивали посередине, и он на всю жизнь приобретал осиную талию.

Самый простой корсет – это просто широкий пояс. У народов многих стран принято было туго обматывать его вокруг талии.

На острове Крит еще тысячелетия назад тонкая талия считалась эталоном, и во имя этого девушки и юноши крепко стягивали себя широким кожаным ремнем. Это делалось не только ради красоты, но и в чисто практических целях: широкий с металлическими бляшками пояс служил хорошей защитой во время популярной на Крите игры - акробатических прыжков через острые рога быков. Поддерживать форму помогали физические упражнения, теперь это - занятия спортом, что помогало женщинам приобрести тонкую талию и красивую форму бюста, выглядывающего полностью в разрезе платья. В Древнем Риме вялую грудь хитро скрывали, перемещая пояс на платье под самую грудь. А в античный период римлянки уже носили кожаный бюстгальтер.В конце 18 века в моду вошло облегающее платье, подчеркивающее формы тела. Bandeau - широкий пояс, охватывающий женскую талию и приподнимавший грудь, стал очень популярен. Такой корсет зашнуровывался то спереди, то сзади. Тогда были сделаны первые попытки расширить форму юбки, чтобы подчеркнуть талию. Этот хитроумный прием, позже в 19 веке, станет основным орудием моды.

О корсете как об отдельном предмете женского туалета впервые заговорили в во Франции периода Бургундских мод. В это время в моду входят более обтягивающие одеяния, которые зрительно исправлять недостатки женской фигуры. Железные или деревянные бруски, которые вшивали в ватную подкладку одежды, находились между грудными железами и тянулись сверху до нижней части живота. Корсет мог шнуроваться спереди, сбоку и сзади. Стоимость такого корсета была очень высока и это могли себе позволить только дамы высшего света.

Корсет и широкая юбка на обручах были господствующими и в начале 16 века. Корсет тех времен представлял собой лиф без рукавов. Он не был еще жестким на китовом усе, как позже, а на прочной подкладке, но результат был тот же. Юбка на обручах имела сначала коническую, позже куполообразную форму и ее укрепляли жестким полотном.

Позже (во второй половине 16 века) стали применяться длинные прутья - изобретение, придерживающее переднюю часть лифа между бюстом до низа живота. К облегчению, это "орудие пытки" разрешалось снимать в минуты отдыха. В музеях Франции можно увидеть железные корсеты, которые, очевидно, предусматривались больше для исправления осанки, чем являлись частью повседневной одежды.Но самой суровой была испанская мода в середине 16 века. Сильное влияние на женскую одежду оказала церковь. Женщина была объявлена источником всех бед и грехов. Поэтому женщинам и девушкам приходилось полностью прятать свою грудь, которая должна была выглядеть совершенно плоской. Испанские дамы из высшего общества для достижения плоских форм стягивали свою талию до 20 сантиметров в полуобхвате, вызывая этим многие заболевания внутренних органов!

Но такие изуверства в моде продлились недолго: в 17 веке металлические (деревянные) прутья сменил китовый ус, который был более легкий и гибкий.

В 18 веке появляется так называемый panier - зашнурованный лиф и юбка на обручах. Лиф шнуровали спереди или сзади посередине; переднюю застежку часто закрывала вышитая деталь, а иногда ее нарочито оставляли на виду и декорировали.

В корсет затягивались все дамы, вплоть до маленьких девочек. Без корсета ходили только простые женщины в провинции.

В 1789 году, когда случилась Великая французская Революция, была свергнута королева Мария Антуанетта, а с ней и ненавистные аристократические атрибуты: корсет, юбка на обручах, припудренные парики, ленты, банты, мушки... В моде восторжествовал единый стиль, который убрал классовые различия.

Что касается корсета, то он уменьшился до размеров пояса. На это изменение повлияла английская мода: дворяне там очень ценили практичность и удобство одежды.Десять лет спустя корсет потерпел большие изменения: линия талии поднялась под самую грудь, в результате платье фактически выполняло роль бюстгальтера, и корсет потерял всякий смысл. Формы тела подправляли иногда узким шарфом, поддерживающим грудь и завязывающимся сзади накрест. Появившись во Франции - стиль "ампир", с перемещенной под грудь линией талии держался в моде до 1821 года. Только потом талия начала понемногу опускаться, пока к 1825 году вновь не оказалась на своем естественном месте. С этого времени и до конца 19 века все европейские женщины носили корсет. Это касалось уже не только модниц и светских дам, но женщин всех слоев общества.

Многие выдающиеся женщины того времени выступали против корсета – среди них, например, была знаменитая французская писательница Жорж Санд.

Но первые предупреждения о том, что пора менять женское платье прозвучали лишь в 1850 году. Вредное влияние корсета на женское здоровье было доказано медиками. Стало понятно, что шнурованная одежда не так хороша, а, напротив, является причиной - плохого пищеварения, истерии, искривления позвоночника, болезни печени и сердца, рака и ранней смерти. Все болезни объяснялись ношением корсета.

Несмотря на это в течение всего 19 века корсет оставался основой женской одежды. Зато его форма и внешний вид видоизменялись. Так, в 1880 году появился новый сорт корсета - "помпадур". Он был коротким, выше бедер, спереди и сзади заканчивался острым углом.В 1900 году появился новый вид корсета, придавший фигуре модный силуэт в виде буквы S. Грудь демонстрировалась в ее естественных формах, живот освободился от давления. Идеалом стали формы зрелой женщины. Крупным реформатором-освободителем женского тела стала танцовщица Айседора Дункан. Пропагандируемый ею естественный танец ускорил появление в моде свободного платья.

В последнем десятилетии XIX века корсет стал короче и прямее: по бедрам в нем сделали вырезы, бюст же разделили короткие пучки из китового уса, называвшегося divorces.

И всё же, корсет мешал женщинам чувствовать себя свободно в современном мире. Это стало ощутимо, когда в 1885 году дамы сели на велосипед и с этой поры стали жаловаться на то, что тугой корсет мешает им в езде.

И, наконец, в следующем году появился…бюстгальтер! Он уже являлся отдельным предметом женской одежды. Это изобретение было запатентовано Йозефом Уэлсом из Филадельфии. Бюстгальтер представлял собой корзину сплетенную из проволоки, он был гигиеничен, не впитывал пот, и каждая женщина могла подобрать себе нужный размер. Уже в следующем году, новшество можно было заказать по почте за 75 центов.Сегодня корсет уже не скрывают под одеждой, а, наоборот, носят в качестве верхней одежды, вместо топа или декольтированного платья. Современные модельеры активно взялись раскручивать этот элемент женского нижнего белья, и, сегодня, к счастью, он не является обязательной частью одежды, а, скорее, призван произвести впечатление в спальне или на тематической вечеринке.